1. Покупки в Интернете.ру
  2. Форумы
  3. Юридические вопросы
  4. Ловушки дистанционных покупок

Ловушки дистанционных покупок

520 0
Елена Скоробога (автор)

Как и многие россияне, познавшие все радости дистанционных покупок, в последние годы я пополняю свои шкафы и обувные коробки исключительно посредством интернет-магазинов. Что это мне дает? Преимуществ, несомненно, масса, а есть ли подвох? Есть. И особенно велик он у российских владельцев онлайн-магазинов. Но обо всем по порядку.

Что такое дистанционная покупка?

С правовой точки зрения дистанционная покупка/продажа являются специальным видом договора купли-продажи – розничным договором, законодательное регулирование которого зиждется на трех китах:

  • Гражданский кодекс РФ, статьи 492-505;
  • Закон РФ №2300-1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей», статья 26.1;
  • Правила продажи товаров дистанционным способом (Постановление Правительства РФ №612 от 27.09.2007 г.).

Что позволяет владельцам интернет-магазинов систематически допускать нарушения прав потребителей?

Ключевыми факторами здесь являются:

  • активный рост доли дистанционных розничных продаж в составе розницы на российском рынке;
  • недостаточное правовое регулирования дистанционных продаж;
  • небольшой объем практики правоприменения, вызванный недостаточной правовой грамотностью населения либо его нежеланием отстаивать свои права ввиду несопоставимости временных затрат и усилий с финансовыми потерями.

При этом нарушения прав потребителей при дистанционных продажах условно можно разделить на 4 группы:

  • правонарушение на этапе заказа товара;
  • нарушение условий о цене или комплектности товара;
  • нарушение условий поставки товара;
  • нарушение условий возврата или обмена товара.

Каждая из указанных категорий имеет свои нюансы. Но первая из них всегда превалирует над остальными. Наиболее часто встречающимися на практике правонарушениями данной группы являются:

  • игнорирование заказа;
  • недостоверная информация о факте наличия товара на складе продавца.

Игнорирование заказа.

Часто причиной этого является банальное прекращение или приостановка работы интернет-магазина без завершения работы сайта. Другой распространенной причиной нередко становится желание владельцев магазина привлечь большее количество покупателей за счет создания иллюзии широкого ассортимента и большого количества запасов на складе. Гораздо худшим вариантом будет, если истинной целью был сбор информации о персональных данных покупателей, которые затем могут использоваться в как предмет торга с рекламными агентствами (те самые спамы на телефоны и электронные ящики). Между тем, это прямое нарушение положений Федерального закона №152-ФЗ от 27.07.2006 г. «О защите персональных данных», поскольку потенциальный покупатель не давал обязательного в таких случаях согласия на обработку, использование и распространение своих данных. К сожалению, доказать данное правонарушение достаточно проблематично. В связи с этим рекомендуем читателям внимательно изучать информацию и отзывы об интернет-магазине прежде чем проходить в нем регистрацию, необходимую для заказа товаров и требующую, как правило, предоставления данных клиента.

Недостоверная информация о факте наличия товара на складе продавца.

Обычно данная уловка используется для того, чтобы максимально повысить продажи, убедив незадачливого клиента купить товар, аналогичный заказанному им ранее, и не оказавшемуся на складе. Отличия, в большинстве случаев, бывают не существенными (цвет, расхождение во второстепенных функциях и т.д.), однако факт обозначен четко: человек купил то, что ему на самом деле не нужно, либо приобрел товар существенно дороже первоначального. При этом имеется целый ряд нарушений: Федеральный закон №135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»: с точки зрения антимонопольного законодательства подобные действия можно расценить как акт недобросовестной конкуренции, поскольку интернет-магазином используются нечестные приемы привлечения клиентов. Но не спешите идти добиваться справедливости в суд или антимонопольную службу: правом обжалования наделен только круг пострадавших, к числу которых относятся другие интернет-магазины; Федеральный закон №38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе»: очевидно допущение недобросовестной рекламы и в данном случае потребитель смело может инициировать проведение проверки со стороны антимонопольной службы как органа государственной власти, на которого возложена функция контроля рынка рекламы.

Общим для описанной категории нарушений можно назвать то, что дистанционные продажи априори являются публичными. Иными словами, сам факт размещения на сайте интернет-магазина информации о продаже какого-либо товара с его описанием и ценой расценивается как оферта – предложение о заключении договора, а подача потенциальным покупателем заявки на покупку этого товара – акцептом. Согласно статье 487 Гражданского кодекса РФ, акцептованная сделка считается заключенной с момента получения акцепта стороной, сделавшей оферту, и не может быть расторгнута иначе, как по согласию сторон или по иным основаниям, указанным в Гражданском кодексе РФ или предусмотренным условиями самой сделки.

Нарушение условий заключенной сделки может повлечь за собой причинение потребителю материального ущерба и морального вреда (статья 15 и глава 59 Гражданского кодекса РФ соответственно). Впрочем, если первый вариант доказать сложно, но возможно, то второй по данной категории споров трудно доказуем, а главное – «низкооплачиваем»: даже за моральный вред, возникший вследствие вреда жизни и здоровью, среднероссийская «такса», присуждаемая судами, редко когда превышает 10-20 тысяч рублей. Поэтому, если вы не обладаете безудержным желанием попрактиковаться в административной и судебной риторике, еще и еще раз рекомендуем вам самым внимательным и тщательным образом изучать деловую репутацию интернет-магазина, на котором вы впервые решили осуществить покупку.

Комментарии: 0

Добавить комментарий:


Другие статьи: