1. Покупки в Интернете.ру
  2. Форумы
  3. Юридические вопросы
  4. Диванная история. Часть II.

Диванная история. Часть II.

469 0
Ракаева Надежда (автор)

Как установить истину?

Наиболее простым способом установить личность продавца является поиск по базе данных, содержащейся в реестре Российского НИИ развития общественных сетей (РосНИИРОС): ripn.net/nic/whois/. Однако, такой способ не всегда оказывается действенным, поскольку многие интернет-магазины не являются титульными владельцами тех доменных имен, на которых они действуют. Помимо этого, ни для кого не секрет, что в России сегодня доля теневого рынка весьма велика, и интернет пространство не избежало этого. Поэтому заявленная в качестве проверенной и подтвержденной, информация, содержащаяся на указанном ресурсе, нередко оказывается далекой от действительности.

В последние годы все более часто используемым методом установление личности продавца становится ее определение посредством телефонного номера. Этот способ применим по большей мере в рамках судебного процесса. Так, статья 57 Гражданского процессуального кодекса РФ предоставляет любому участнику судопроизводства заявлять ходатайство об оказании судом содействия в собирании и истребовании доказательств. Аналогичное право зафиксировано и в Арбитражном процессуальном кодексе РФ (статья 66 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Реализация этого права возможна при условии, что вы докажете суду, что самостоятельно получить истребуемое доказательство не представляется возможным. В качестве истребуемого доказательства может являться: данные лица, на имя которого зарегистрированы телефонные номера, указанные на сайте интернет-магазина.

Наконец, покупатель может обратиться за помощью в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), правовой статус которой определен Постановлением Правительства РФ №322 от 30.06.2004 г. Опираясь на этот нормативный акт, Роспотребнадзор обладает достаточным набором инструментов и полномочий для определения личности «темной лошадки», оказавшейся продавцом вашего товара. Данный вид защиты своих прав российскими покупателями пока используется в небольшой степени, но постепенно набирает популярность вследствие его очевидной эффективности, доступности и отсутствием каких-либо затрат на его реализацию.

Уловки продавцов

Очевидно, что продавец кровно заинтересован в продажах. Вследствие этого он прибегает ко всевозможным уловкам, позволяющим ему избежать возврата товара покупателем.

В части товара надлежащего качества одной из самых излюбленных причин отказа продавцов становится ссылка на пресловутый Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденный Постановлением Правительства РФ №55 от 19.01.1998 г. (далее – Перечень). Данный Перечень содержит закрытый список товаров, который не может быть расширен продавцом по собственному желанию. Дело в том, что согласно статье 502 ГК РФ и статье 25 Закона товары, попавшие в Перечень, не подлежат обмену.

Между тем, покупатель смело может утверждать, что при дистанционной покупке данные нормы применению не подлежат, поскольку они регулируют лишь случаи обмена товара, в то время как речь идет о его возврате. В качестве дополнительной аргументации своей позиции покупателю можно рекомендовать ссылаться на следующее:
Разъяснения «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ «О защите прав потребителей», утвержденные Приказом МАП РФ №160 от 20.05.1998 г.;
факт отсутствия ссылок на указанный перечень в статье 26.1 Закона, а также в Правилах продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ №612 от 27.09.2007 г.

Несколько слов о расходах покупателя, связанных с возвратом товара надлежащего качества

Пункт 4 статьи 26.1 Закона оговаривает, что в случае отказа покупателя от товара продавец должен вернуть ему денежную сумму, уплаченную покупателем по договору. Вместе с тем, данная презумпция содержит исключение, связанное с расходами продавца на доставку от потребителя возвращенного товара. Об этом нас предупреждают соответствующие разделы всех сайтов интернет-магазинов, и практически все на это соглашаются.

Но при внимательном изучении немногочисленной судебной практики, складывающейся из споров по дистанционной розничной торговле, можно обнаружить прецеденты ограничительного характера применения указанного правила. Например, Санкт-Петербургский городской суд в своем Определении №5574 от 10.05.2012 г. указал, что в случае допущения продавцом нарушения условий договора розничной купли-продажи, заключенного дистанционным способом продажи товара, нормы пункта 4 статья 26.1 Закона реализации не подлежат.

Итак, покупатель, всегда помни:

законодательство РФ закрепляет безусловное право покупателя на возврат товара надлежащего качества, приобретенного путем дистанционной покупки;
единственным исключением из данного правила являются товары надлежащего качества, имеющие индивидуально-определенные свойства, и только при условии, если они могут быть использованы исключительно приобретающим его потребителем (статья 26.1 Закона). Примером данного случая может быть ручки с логотипом компании, футболки с фотографиями, предоставленными покупателем и т.д., но ни в коем случае не наименование, модель или инвентарный номер.


Комментарии: 0

Добавить комментарий:


Другие статьи: