Покупки в Интернете.ру / Энциклопедия потребителя / Секреты покупок в Интернете / Как не повестись на рекламу и ажиотаж?

Как не повестись на рекламу и ажиотаж?

Как не повестись на рекламу и ажиотаж? Несмотря на то, что самую раннюю найденную археологами рекламную надпись ученые датируют приблизительно шестым веком до Рождества Христова, в качестве самостоятельной и значимой отрасли человеческой деятельности она существует менее двух столетий. Ни древнеримские уличные таблички с приглашениями посетить кабачок, ни наглядные вывески, украшавшие улицы малограмотной средневековой Европы не были дорогостоящим продуктом исследований специалистов и результатом сложных многоплановых расчетов.

Та реклама по сути, несла в себе четкую информацию и в некоторых случаях пыталась привлечь внимание и придать респектабельности. Сегодняшняя реклама – мощнейший инструмент, позволяющий не просто убеждать человека купить тот или иной продукт, а скорее, направить образ мышления и действия больших масс населения. Социологи высказывают мнение, что реклама в ее нынешнем виде – следствие развития производства товаров и услуг. Массовому производителю нужен массовый же покупатель. Где его взять? Его формируют именно рекламой из нас с вами, на первый взгляд, обладающих в достаточной мере разумом и волей, чтобы принимать все решения самостоятельно. Чем манипулируют рекламщики, стараясь достичь успеха? Представьте, далеко не только нашим желанием купить самое лучшее (дешевое, подходящее, необходимое, нужное подчеркнуть), а еще и столь примитивными стремлениями, как желание получить позитивные эмоции (даже не пользу от вещей, а эмоции от возможности их приобрести), а также банальнейшим стадным инстинктом.

Не слишком лестно для свободных и взрослых людей, не правда ли? Но вот беда, в большинстве из нас более или менее глубоко запрятан ребенок, желающий:
Услышать и увидеть то, что ему приятно («Ты покупаешь это, потому, что ты крут! Ты крут, потому, что покупаешь это!»).

олучить что-то новое. Нужно или нет – не всегда оказывается основополагающим критерием. «Раз уж хочется, наверное, нужно? Ну а что, разве я не могу себе позволить?...». Можете, конечно, но убедитесь, что это ваше желание.

Услышать четкую команду – надо делать так! И/или четкую установку – вот это хорошо, вот это – правильно. Все делают так!

Ощутить себя частью сообщества (« …бывалые водители выбирают!.. , столько-то процентов женщин России предпочитают!.. , … - это выбор смелых и энергичных!.. ). А то как же – раз ты не член сообщества, то ты сразу на обочине жизни…

Хотите знать, как и почему это работает? Психология масс, как это не странно, заметно отличается от психологии индивидуумов. На массового покупателя-потребителя внушение оказывает куда большее влияние, чем на каждого по отдельности человека. Если пресловутая «тетя Ася» с ее стиральным порошком попытается убедить вас лично, поймав вас на пороге вашего дома или даже не улице, вы с большой вероятностью отвергнете навязываемую покупку. Когда же она расписывает невыразимые достоинства товара миллиону человек одновременно, регулярно, да еще и звук можно убавить, то опасения или недоверия почти никто не испытывает. Ничего, что герои рекламных роликов нередко выглядят глупыми – такие глупые врать точно не смогут, говорит нам подсознание. Этот момент отлично проиллюстрировал успех рекламы недоброй памяти МММ, где основным героем стал недалекий любитель халявы, который гордо именовал себя «не халявщиком, а партнером!». Как же тут не поддаться рекламе, ведь этот простак сказочно обогатился, а я даже поумнее его – таков был ход мыслей большинства людей, подаривших свои сбережения компании Мавроди.

Это один из характерных приемов успешной ловли умов и кошельков. И далеко не единственный. Уметь распознавать их – значит в какой-то мере вооружиться против манипулирования.

Так как человеческой психике свойственно задерживаться на приятных моментах, реклама старается более или менее завуалировано связать объект продажи (не важно, товар, услугу или идею) с положительными эмоциями. Поэтому с телеэкранов, мониторов и баннеров нам глядят в глаза открытыми искренними взглядами честные-пречестные мастера, симпатичные ухоженные (и наверняка успешные) парни-девушки, внушающие доверие люди в белых халатах и все они объясняют – доверьтесь нам и станет хорошо. А для убедительности могут немножко, почти в шутку попугать, как может быть нехорошо, если к ним не обращаться.

Ну, когда реклама медицинского характера, то негативные моменты акцентируются сильнее, ведь тот, кто не болеет и не опасается заболеть, к врачам и лекарствам не спешит.

Дело рекламы – незаметно вкрасться в доверие, а потом и повести за собой вас и ваши денежки. Вас могут сначала удивить, рассмешить, обрадовать, пощекотать нервы, вызвать понимающий вздох, но следующим шагом будет «поверьте нам» иногда откровенное, иногда ловко замаскированное. После чего реклама уверенно переходит к главной цели «купите у нас, пользуйтесь нашими услугами, проголосуйте за нас».

Каждый раз, заинтересовавшись рекламируемым товаром (имеется в виду любой объект рекламы) попробуйте стать немножко ретроградом, немножко скупердяем, немножко недоверчивым. Задайте мысленно ряд каверзных вопросов наподобие: « Если крем способен омолаживать, почему богатые тратят деньги на пластические операции? Не из мазохизма же? Если приготовленная колбаса стоит дешевле сырого мяса, сколько же в ней мяса? Если романтическая любовь непременно должна протекать в роскошном отеле на заморском острове, то где тут романтика и причем тут любовь? Если это лекарство так замечательно лечит, а эти БАД столь эффективны, почему тысячи так же разрекламированных средств не подарили нам сияющего здоровья? Если пользоваться кредиткой этого банка так замечательно, почему же банк тратит деньги на рекламу? Разве станет такой состоятельный человек, как этот известный актер, сам пить кофе ценой в два доллара?»

Встаньте ненадолго на позицию недоверия и поищите слабые места в логике конкретной рекламы и вероятность оказаться в положении овечки, побежавшей вместе со стадом на стрижку заметно поуменьшится.

Комментарии 0